ПО КОМ ЗВОНЯТ БОРОВСКИЕ КОЛОКОЛА
Сайт Владимира Овчинникова
ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРА
СУДЬБА НАЦИОНАЛОВ ФРАЙЕР
Фрайер Владимир Яковлевич, 1948 г.р., проживающий в деревне Ищеино, рассказал:
Яков (справа, №5) с сёстрами и братом. Около 1930 г.«Мой отец Фрайер Яков Яковлевич, 1921 г.р. родился в селе Егорьевское Оренбургской области. Семья была большая, дед второй раз был женатым. Детей было много, мой отец был младшим. Жили не богато, была одна корова или лошадь.
Яков со своим старшим братом делили одну пару ботинок на двоих, бегали в школу по очереди. Когда его призвали в армию, направили в полковую школу в г. Белая Церковь. А 22 июня 1941 года его с товарищем как лучших учеников направили в морскую школу, но учиться там им не пришлось, так как началась война.
Отец участвовал в боевых действиях как командир отделения «Гаубица». Затем был издан приказ о лицах немецкой национальности: убрать их с рядов Красной Армии. Но командир полка, где он служил, ещё два или три месяца скрывал это. А всё тайное когда-нибудь становится явным, и при инспекторской проверке об этом узнали и отправили в трудармию в г. Капинск на Урал, без права выезда за пределы города.
Первую хлебную карточку, отец получил от своей будущей супруги, подумав при этом, значит не умру с голоду. Так он познакомился с моей матерью.
Мама, Анна Афанасьевна Пошкина, 1925 г.р.. Родилась в деревне Брадокалмак Челябинской области. Её семья жила в достатке, 9 детей, мать – младшая в семье. У них были работники, которые помогали по хозяйству. Потом их раскулачили, всё отобрали и выслали в Капинск. В 16 лет она пошла работать.
Яков Яковлевич. Машинист экскаватора. Карпинск. 1960 г.Я родился в 1948 г. там же, в Капинске, посёлок Угольщиков. Отец работал машинистом на экскаваторе, мать нормировщицей на заводе «Угольный разрез». Притеснений со стороны властей не было, работали, жить стало лучше. Купили дом деревенский, мотоцикл, в то время их было штук пять на весь город. Зеркало купили, это была большая редкость, отец нёс его с гордостью. В 1963 году карьер закрыли, и мы уехали в Узбекистан, так как там развивалось такое же предприятие, что и «Угольный разрез».
После окончания в 1964 году школы я уехал в Челябинск, устроился на металлургический завод, был комсоргом цеха. Армию отслужил в Башкирии, ракетные войска. Вернулся в Челябинск, а в 1972-м поехал к родителям в Узбекистан, г. Ангрен. Работал на керамическом заводе электриком. Имею высшее педагогическое образование, учитель математики. В 1973 г. женился на Надежде Фёдоровне Самойловой, у нас трое детей: дочь и два сына. В 1979 г. переехали в Казахстан, совхоз Красивенский, где работал директором школы. В 1989 – 90 годах во время перестройки поднялся национальный вопрос. Ради детей пришлось переехать в Боровский район ближе к младшему брату, Якову Яковлевичу, он живёт в Калуге. Здесь предложили работу директором Коростелёвской школы. В деревне Ищеино получил жильё. В школе проработал с 1990 по 1993 год. В данное время пенсионер, имею четырёх внуков.
Фрайер (Самойлова) Надежда Фёдоровна, 1953 г.р. вспоминает:
«Дед мой по отцу Шмидт Роберт (отчество не знаю) и бабушка Елена Ивановна жили в Оренбургской области, село Дурнеевка. Деда в 1933 году забрали, наверное, за обвинение власти, хозяйство было крепкое и дед отказался вступать в колхоз. Был арестован и отправлен в Узбекистан, село Михайловка. Бабушка рассказывала, что, когда их раскулачивали, везли обозом. Произошла какая-то стычка с жандармом, который их охранял, так она с ним подралась и во время драки выбила зуб ему навесным замком.
Бабушка была маленькая, сухонькая, худенькая. И в то же время сильная, на ней держался весь дом. Когда бы к ней кто не пришёл, у неё всегда был в доме порядок идеальный и стол накрыт на славу, но вот что интересно: я не помню её сидящую за столом. Она всегда была в движении, всех накормит, когда сама ела, не знаю. Когда деда забрали, отцу было 13 лет, а где-то в 1967 – 68 году он делал запрос, искал, но никаких данных о деде не нашли.
После семилетки отец поступил в сельхоз. техникум, учился заочно и работал завклубом. Был комсомольцем, а в военные годы комсомольский билет отобрали, исключили из комсомола в связи с тем, что его отец «враг народа». В 1941 году по этой же причине да плюс немец его отправили не на фронт, а в трудовую армию, в Челябинскую область, г. Верхний Уфалей. Находились в закрытой зоне, жили в лагере. Работал помощником машиниста паровоза. У отца была возможность выезжать на паровозе за пределы лагеря в город. Там он и познакомился со своей будущей женой Августой Александровной Самойловой, а потом тайно перевёз её к себе в лагерь, в песочнице паровоза.. В конце 40-х годов их отправили на урановые рудники в Узбекистан в г. Ангрен.
Отец стал сильно болеть. Как он там работал, он никогда не хотел об этом говорить. Работа была очень тяжёлая и опасная для здоровья. В конце концов, они сбежали оттуда, спустились с гор в г. Ангрен. Но что интересно, их никто не разыскивал. Если бы они не сбежали, неизвестно, чем бы это закончилось.
Владимир Яковлевич и Надежда Фёдоровна В 1950 г. родилась дочь, а в 1,5 года она умерла от дифтерии. Жили в бараке, работал отец в Управлении, которое возило уголь с «Угольного карьера», работал начальником, был у него свой кабинет.
Очень хорошо помню детство. В бараке проживало несколько семей. Мне было 5 – 6 лет. В этом же бараке проживала девочка Липа, чуть старше меня, жила она с отцом, а матери у неё не было. Мы с неё дружили, и вдруг появилась её мама. Оказывается, раньше, когда мама работала в банке, в кругу своих сотрудников рассказала анекдот про Сталина, за что она отсидела в лагерях, приехала худая, больная и сильно постаревшая.
В 1961 году мы переехали в свой дом, взяв ссуду у государства на 20 лет. В этом же году я пошла в школу, после окончания её поступила в индустриальный техникум на химическое отделение. Вышла замуж за Владимира Яковлевича Фрайера. А дело было так: познакомили нас наши родители, они были друзьями. Но мы друг с другом не были знакомы, наши пути не пересекались. Невестой я считалась с третьего класса, т. е. с 1963 г. Его родители всегда были уверены, кто будет их невесткой. Когда Володя служил в армии, прежде чем написать письмо сыну, его мама меня спрашивала: «Надя, от тебя передать привет Володе?». «Да, конечно, пусть служит хорошо, приезжает скорей» - отвечала я. И только в 1973 году, его мама пригласила меня домой на чашечку чая, тогда я его увидела первый раз, так мы и познакомились, стали встречаться, поженились. Теперь у нас трое детей и четверо внуков.
Работала я в школе, вначале лаборантом по химии, затем воспитателем продлённого дня, учителем химии и географии. Отец умер в 1988 году.
В те годы было важно, чтобы в паспорте стояло в графе национальность – русская. Мать была русская и мы все писались по её национальности, но отец фамилию не менял, это не преследовалось.
Переехав с семьёй в Боровский район, устроилась в Коростелёвскую школу учителем по тем же предметам, где и работаю по сей день».
(Записала библиотекарь деревни Ищеино Н.Шапошникова, ноябрь 2010)


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ САЙТА ДОСТУПНЫ ПО ЛИЦЕНЗИИ: CREATIVE COMMONS ATTRIBUTION 4.0 INTERNATIONAL