СЛУЖИЛ СВЯЩЕННИКОМ – РАССТРЕЛЯТЬ (С.М. КОЗЛОВ)
Всё, связанное с репрессиями советской власти, отразилось самым роковым образом на моих предках.
Дедушка Козлов Семён Меркулович, переехав в 1925 году с семьёй из деревни Камельгино, где он родился и которая находится в 30 километрах от Калуги, сначала служил священником в боровской старообрядческой церкви Всех Святых. В 1928 году церковь закрыли, и он перешёл служить в 1-ю Покровскую церковь. В 1937 году 27 августа его арестовывают. Тройка при УНКВД по Московской области 19 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации приговаривает его к расстрелу. В списках расстрелянных Бутовского полигона приводится дата расстрела – 21 сентября. Семёну Меркуловичу было в то время 53 года. К сожалению, каких-либо подробностей его жизни не знаю, в семье не говорили на эту тему, лишь сохранилась фотография.
Моя бабушка Екатерина Осиповна осталась вдовой с восемью детьми – четыре мальчика и четыре девочки. Как она с ними выживала в те времена, трудно представить. Один из сыновей, Александр, которому в момент ареста Семёна Меркуловича было 17 лет, бросил в лицо нквдешникам: «Я вам этого не прощу!». За эти слова его сразу арестовали и дали 10 лет лагерей. Вся война для него прошла в лагере на Колыме, остался жив, но потерял здоровье, вернулся очень больным.
Другой сын, Антон, состоял в партии. Однопартийцы предложили ему отречься от своего отца «контрреволюционера». И он на собрании сделал это, избавил себя от ярлыка «сын врага народа», а, быть может, и от ареста. В дальнейшем Антон сделал себе карьеру, неплохо обеспечивал свою семью и помогал (можно сказать, спасал) в трудные времена родственников. Александр и Антон – два брата, у каждого в критический момент свой выбор, определивший на всю жизнь их судьбу. Судить, кто из них поступил правильнее, разумнее, по совести, не берусь.